Приехав на встречу
чуть раньше назначенного времени, я с интересом вглядывалась в проезжавшие мимо
иномарки, пытаясь угадать, обладателем какой из них окажется известный певец и
композитор Вячеслав Малежик. А он лихо подкатил на маленькой, юркой «Оке» и, обнаружив
удивление на моем лице, весело спросил:
- Смешно
я смотрюсь в этой машине?
- Скорее, неожиданно.
- Зато она очень удобная - быстрая, экономичная,
с парковкой опять же никаких проблем...
И обаятельно
улыбнулся.
Применительно к Малежику ни одна из
красивых фраз, которые так любят журналисты, например: «Его звезда сияет на российском
музыкальном небосклоне ровным светом уже двадцать с лишним лет», неприменима.
Не потому, что она неверна по сути, а потому, что он совсем не похож на «звезду».
Ни в манере общаться, ни в манере одеваться. Ни словом, ни взглядом не пытается
напомнить о том, что ты общаешься с мэтром нашей эстрады. («С мэтром восемьдесят
два», - пошутил Вячеслав. «Почему восемьдесят два?», — глупо спросила я, не сумев
сразу перестроиться на его шутливый тон. «Рост у меня - метр восемьдесят два»,
— терпеливо разъяснил Малежик.) Словом, наша беседа началась на непринужденной
ноте, и на первый же мой вопрос (далекий от музыкальных пристрастий), какое место
занимает еда в его жизни, Слава ответил не задумываясь:
-
Основное. Я считаю, что это одна из главных радостей нашей жизни, но,
к сожалению, в последние годы все чаще приходится выбирать между желанием поглощать
различные яства и стремлением держать хорошую форму.
- Ну
и как, удается?
- С трудом. Беда еще в том, что
моя жена очень вкусно готовит, причем особенно хорошо у нее получаются блюда украинской
и грузинской кухни. Правда, она же мне время от времени говорит: «Что-то ты много
мяса ел на прошлой неделе, милый», - и устраивает мне разгру-зочные дни. А я особо
не возражаю, мне и самому мясо перестало нравиться.
- А каким
блюдам ты отдаешь предпочтение?
- Рыбным и овощным.
- А я слышала, что твое любимое блюдо - спаржа
с майонезом. Или это шутка?
- В каждой шутке есть
доля шутки, все остальное - правда. А родилась эта шутка довольно давно, когда
я еще и понятия не имел, что же такое эта спаржа. Но поскольку журналисты почему-то
очень любили задавать вопрос о моем любимом блюде, пришлось придумать эту спаржу.
А так как мало кто из журналистов в те времена был знаком с французской кухней
и, как и я, имел слабое представление об этом экзотическом блюде, мой ответ вызывал
у них невольное уважение. Потом-то я, конечно, отведал это кушанье, но главным
в моем меню оно не стало. Хотя к столу спаржа чудо как хороша.
- Известно, что жизнь
эстрадного артиста проходит в основном в гастрольных поездках. Немало их пришлось
и на ансамбли (тогда их называли ВИА) «Голубые гитары», «Пламя», в которых ты
работал и которые в силу своей популярности у неизбалованной советской публики
колесили по стране почти круглый год. Как тебе удавалось сочетать любовь к вкусной
пище с жестокой необхо-димостью вкушать «плоды» общепита?
-
Да уж, приходилось выбирать из того, что было. Я старался питаться
в столовых самообслуживания, где по крайней мере блюдо можно было увидеть до того,
как его съесть. При этом я неукоснительно следовал двум правилам: первое - никакого
рубленого мяса (неизвестно, кого там нарубят), второе - никаких мясных солянок.
А вообще-то не секрет, что практически все артисты
-- потенциальные пациенты врача-гастроэнтеролога. Поэтому мы по возможности старались
избегать контакта с системой родного общественного питания, которая не способствует
нормальному сварению желудка, и отдавали предпочтение еде, приготовленной в гостиничных
номерах с помощью кипятильника и плиток во-преки правилам противопожарной безопасности.
Очень трепетно относились к вопросам правильного
питания в ансамбле «Голубые гитары», правда, только одна его половина, которая
постоянно обсуждала, что полезно и что вредно для здоровья и усиленно поглощала
морковку и капусту. При этом вторая половина о здоровье не думала и крепко выпивала.
Я был вне фракций: морковку не ел и не выпивал.
А работая
в ансамбле «Пламя», я на гастролях почти два года жил в одном номере с певцом
Витей Аникиенко. Разделение труда у нас было такое: я выступал в роли снабженца,
ходил по рынкам и закупал всякую снедь. И еще я выступал в роли ложкомойки. А
Витя все готовил. Кроме того, что он хорошо готовил, он вечно был увлечен какими-то
диетами. Тяжело было смотреть, как, отварив купленное мною на рынке мясо, он безжалостно
выливал бульон в унитаз. Все мои уговоры оставить мне бульончика похлебать решительно
пресекались, при этом мне приходилось вы-слушивать лекции о вреде этого замечательного
бульона для моего организма. Кто знает, может быть благодаря Вите Аникиенко и
его страсти ко вкусной и здоровой пище я и сохранил относительно здоровый желудок
и цветущий вид к тому времени, когда вышел на сцену самостоятельно, в качестве
начинающего певца и композитора.
А потом в какой-то
момент я перешел в категорию артистов, которых все норовят угостить, и потому
проблема обернулась своей обратной стороной: как бы не переесть. Правда, чаще
всего фантазия угощающих не простиралась дальше буженины и шашлыка, выполнявшего
роль кирпича, положенного на дно желудка...
- А зарубежные
гастрольные поездки оставили такие же мрачные воспоминания?
-
Первое, самое яркое воспоминание - город Пловдив, куда мы приехали
на фестиваль с ансамблем «Пламя». В какой-то день, когда практически все деньги,
коих было немного, были уже истрачены (в основном на подарки родным и близким)
и покупать еду было решительно не на что, мы соорудили себе незабываемый супчик.
Было это так.
Мы собрали оставшиеся супы в пакетах,
которыми предусмотрительно запаслись перед поезд-кой (мы их шутливо называли «суп-письмо»),
на оставшиеся жалкие стотинки купили лук и картошку и в чем-то все это сварили.
Оставалась самая главная проблема - из чего это варево кушать. Выход из положения
мы нашли довольно оригинальный: тарелками нам послужили пепельницы с высокими
краями, стоявшие в каждом номере. Ели мы из этих импровизированных тарелок и думали:
видели бы наши жены, какой ценой достаются их болгарские дубленки!
— Как я понимаю, одна основная
составляющая твоей жизни - еда - помогает тебе не терять форму в другой основной
составляющей - творчестве. И было бы странно, обсуждая одно, не поговорить о другом.
Если я не ошибаюсь, ты был одним из первых музыкантов, кто решился уйти из коллектива
и начать выступать самостоятельно. Почему у тебя возникло желание отделиться,
наверное, были и какие-то сомнения?
- Просто в
какой-то момент я понял, что по возрасту скоро буду больше подходить к ветеранам
труда, нежели к артистам молодежного ансамбля. И не дожидаясь, пока мне вежливо
укажут на дверь, начал стремительно соображать, чем бы я мог заняться. К тому
времени у меня уже было написано много разных песен, которые могли составить основу
моей сольной программы. Но тот толчок и кураж, с которого, собственно, и начался
мой успех у зрителей (если можно так нескромно о себе сказать), дала мне песня
«Двести лет», ставшая всенародно любимым шлягером.
Признаюсь,
мне приятно думать, что я многим музыкантам показал пример, как надо действовать.
- И сложно было начинать?
-
Понимаешь, передо мной не стояла дилемма: уходить из ансамбля или не
уходить. Жизнь оставляла мне только один путь, по которому я довольно смело и
устремился. Я считал, что это указание свыше.
- Судя
по твоей устойчивой популярности, в особенности у женщин, путь был выбран правильно,
а «верстовыми столбами», если разрешишь так выразиться, на этом пути стали твои
песни. Кстати, ты никогда не считал, сколько их у тебя написано?
-
Специально нет, но думаю, около трех сотен.
-
Есть среди них любимые?
- Мне нравятся
те песни, которые находятся в процессе работы. Когда я пишу какой-нибудь цикл,
я сразу начинаю исполнять эти песни на своих концертах, а не «раскручиваю» их
сначала на телевидении и радио, как делают многие артисты. Я не боюсь показать
новую работу зрителям, потому что, как мне кажется, главное на моих концертах
- это атмосфера, и она совершенно не зависит от того, какие песни я пою - старые
или новые. Есть, конечно, песни, которые просят исполнить чаще других - «Провинциалка»,
«Попутчица», «Мадам», «Мозаика»...
- А как ты
находишь стихи для своих песен?
- По-разному.
Авторство текстов моих песен самое разнообразное, но основные мои соавторы - Юрий
Ремесник и Александр Смогул.
- Ты никогда не думал,
почему, в отличие от многих музыкантов твоего поколения, ты никому не уступил
свое место на эстраде?
- Мне кажется, дело в том,
что многие из музыкантов, почувствовав, что их теснят молодые исполнители, попытались
изменить себя и свой стиль в угоду публике, подстраиваясь под молодежь, не желая
понимать, что новое поколение все равно будет слушать новую музыку и жаждать новых
кумиров. Я же старался себе никогда не изменять, всегда пел те песни, которые
нравились мне, стараясь сохранить мотив, гармонию, свою тональность, некую задушевность
- все то, чего зрители и слушатели постарше часто не находят у других исполнителей.
- А сложно было найти свои приоритеты в музыке?
- Специально я их никогда не искал. У меня вообще
нет какой-то стратегической линии в творчестве. На-верное, если бы она была, я
бы выпускал по одной песне раз в два года, крутил бы ее круглые сутки в эфире,
чтобы все знали, что она моя. Но мне интересно жить, выпуская по 15 пе-сен в год,
- это не считая тех, что лежат в ящиках моего стола, дожидаясь будущих импотентных
времен, когда я стану таким Мартином Иденом, которому не сочиняется.
-
Ты сказал, что выпускаешь по 15 песен в год. Ты имеешь в виду концертное
исполнение или студийные записи?
- У меня выпущено
около 11 магнитоальбомов, пять дисков, сейчас выходит шестой.
-
Послушать, так у певца Малежика в творческой жизни все благополучно,
никаких проблем и желаний нет...
- Есть, конечно,
как и у всех. Хотелось бы, например, чтобы чаще показывали по телевизору - мне
кажется, мои песни этого достойны.
- А почему
не показывают?
- Нужно тусоваться где-то, разговаривать
с кем-то, в глаза заглядывать, денег предлагать... А это для меня яв-ляется отрицательным
моментом в творчестве
- Ты не любишь тусовок?
- Мне там скучно. Я не получаю там новых ощущений,
хотя прекрасно понимаю, что это одна из сторон моей профессии, и для того, чтобы
тебя не забыли, надо везде мелькать. Но что-то не хочется. С возрастом я стал
человеком созерцательно-наблюдающим. Это достаточно удобная позиция, которая избавляет
тебя от моральных терзаний по поводу того, что ты чего-то недоделал, а с другой
стороны, ты перестаешь суетиться и можешь со спокойной душой применить к себе
фразу «Служенье муз не терпит суеты». Я отношусь к людям, считающим, что будет
день - будет и пища.
- Это как раз к нашему разговору
о еде, от которого мы немного отвлеклись...
- Давай все-таки вернемся к основной теме
нашего разговора и расскажем читателям «Провианта» о твоих кулинарных пристрастиях.
- Может быть, ваши читатели меня осудят, но рискну
все-таки сказать, что за свою жизнь я перепробовал практически все кушанья и удивить
меня чем-нибудь трудно. У меня в застольях уже нет трепетного предвкушения того,
что я сейчас отведаю каких-нибудь королевских креветок или трепангов. Это раньше
я, как говорится, ел в два горла, а сейчас могу совершенно спокойно смотреть на
бутерброды с маленькими осетрами и ничего при этом не испытывать. В этом отношении
я несчастный человек. Кто-то, прочитав мои откровения, наверное, вспомнит стихи
Маяковского о буржуях, жующих рябчиков, но может быть, это хорошо, что у нас теперь
есть возможность отведать не только макароны и картошку?
-
А ты сам любишь готовить?
- Умею, но
не люблю, делаю это только в исключительных случаях.
- И
что ты в этих случаях готовишь?
- Шашлык.
- Тот самый, который выполняет роль кирпича на
дне желудка?
- Нет, мой шашлык совершенно особый,
очень вкусный и нежный. Могу раскрыть читателям журнала секрет его приготовления.
Прежде всего на рынке нужно купить не очень жирную свиную шейку и взять много
капустных листьев, помидоров, лука, трав по вкусу. Замачивать его в вине или уксусе
не надо. Вместо этого вы должны уложить слоями: капустные листья, нарезанное мясо,
опять капустные листья, помидоры, лук, травы - и так несколько слоев. Капустные
листья шинкуются и отжимаются для получения сока.
- Значит,
если бы Андрей Макарович пригласил тебя в свою передачу «СМАК», ты бы всех научил
делать такой шашлык?
- Догадываюсь, почему он
тактично этого не делает. Макаревичу я бы предложил приготовить песню и показал,
из каких компонентов она готовится. А это могло бы не понравиться многим композиторам,
не желающим раскрывать свою «кухню». Но тем не менее, «рецепты» у меня есть, ведь
по сути песня — это то же изысканное блюдо, и качество его приготовления зависит
от таланта, энергетики, опыта и мастерства «кулинара». Как у двух хозяек блюда,
приготовленные по одному рецепту, отличаются друг от друга, так и песня у разных
исполнителей звучит по-разному.
- Слава, ты, наверное,
трудоголик. Как я ни пытаюсь говорить с тобой только о еде, ты все время переводишь
разговор на работу... Ты хоть отдыхаешь когда-нибудь?
- Я
не делю время на отпуск и на работу. Для меня работа - одновременно
и отдых. Я отдыхаю, когда отдыхается, но концерты, записи - это главное. В августе
лечу в Америку, к своим друзьям, тоже музыкантам. Они предложили мне поработать
там в студии звукозаписи. Загадывать не люблю, но, может быть, из этой затеи получится
что-нибудь любопытное?
А всем читателям журнала
«Провиант» я желаю приятного аппетита!
Журнал "Провиант" (N2,1996)
Журналист
Елена Жернова
Напишите мне
© художник - карикатурист Александр Бабушкин,
1999 - 2010
© artist - Alexander Babushkin, 1999 - 2010
полезные ссылки Полиграфические услуги: тиснение, пресс горячего тиснения, производство рекламных сувениров. / полезные ссылки |